http://www.zoofirma.ru/

Мы работаем для вас !

Щебеночно – Мастичный Асфальтобетон (ЩМА) в качестве горячей смеси для изготовления верхних слоев дорожной одежды известен среди специалистов дорожников уже достаточно хорошо, тем более что за последние годы по СНГ в различных климатических регионах уложено более 10 000 000 мІ данного покрытия. Проблема состоит в том, что уже отмечены случаи, когда отдельные подрядчики пытаются изготовить и уложить из ЩМА пробные участки, опираясь на большой опыт работы с различными типами асфальтобетонных смесей, зачастую при этом забывая, что каждый тип горячих асфальтобетонных смесей имеет свои особенности как в приготовлении и укладке, так и в требованиях к качеству входящих материалов. Особенно это касается смесей типа ЩМА. Как известно, ЩМА по входящим в состав компонентам практически не отличается от остальных горячих асфальтобетонных смесей. Единственное отличие в составе – это применение специальных стабилизирующих добавок, речь о которых пойдет несколько позже. Сначала обратим внимание на остальные входящие в состав материалы.

К смесям ЩМА, как стоящим на более высокой ступени в эволюции развития горячих асфальтобетонных смесей, нельзя подходить со стандартными мерками. Для получения дорожной поверхности, соответствующей всем характеристикам, присущим смесям ЩМА, в обязательном порядке необходимо применение высококачественных материалов. Если щебень – то только кубовидной формы или, как минимум, количество частиц пластинчатой и чешуйчатой формы не должно превышать 10%, а если песок, то только из отсевов дробления. Кроме этого, в обязательном порядке необходимо иметь пофракционный состав инертного материала, соответствующего подобранной в лаборатории спецификации смеси.

При подборе спецификации смеси ЩМА в лаборатории, а особенно при ее изготовлении на АБЗ, часто приходится сталкиваться с невозможностью получения качественной смеси вследствие отсутствия в карьерах щебня необходимой фракционности, например фракций 5-10 мм и 10-15 мм по отдельности.

Кроме этого, иногда подрядчики пытаются произвести подбор смеси самостоятельно, и в результате они получают в качестве смеси нечто среднее между типом А и ЩМА, а то и просто плотный асфальтобетон, искренне считая при этом, что они имеют истинный ЩМА. Естественно, при этом нельзя рассчитывать на долговечность и другие эксплутационные характеристики, присущие смесям типа ЩМА.

Необходимость строгого и серьезного отношения к подбору и приготовлению смеси ЩМА наглядно демонстрируется на Графике, показывающем результаты испытания образцов ЩМА с различной спецификацией по методу циклической прокатки нагруженным колесом. На Графике по вертикали отмечена величина продавливания образца (или глубины колеи), а по горизонтали – количество циклов. Верхняя кривая 1 показывает величину колеи, образовавшейся в образце ЩМА, имеющего ошибочный подбор гранулометрического состава (среднего между составом асфальтобетона Тип А и истинного ЩМА). Средняя кривая 2 показывает величину колеи, образовавшейся в образце, приготовленном с той же спецификацией, но с применением полимер модифицированного битума. Нижняя кривая 3 показывает результаты испытания образца, имеющего правильный подбор смеси и приготовленный на немодифицированном битуме. Комментарии, как говорится, излишни.

Еще одним чрезвычайно важным моментом для изготовления качественной дорожной поверхности из ЩМА является правильный выбор стабилизирующей добавки. Одним из условий получения смеси ЩМА является наличие в ней повышенного количества вяжущего (в пределах 6,0 – 7,8%) для наиболее полного заполнения межкаменного пространства и для улучшения деформационных характеристик. В связи с угрозой неизбежного стекания излишков вяжущего в процессе транспортировки смеси и ее укладки, применяются специальные стабилизирующие добавки. Опытным путем было определено, что наилучшим стабилизирующим эффектом обладают специально подготовленные натуральные целлюлозные волокна.

Первоначально в качестве стабилизатора использовались так называемые свободные целлюлозные волокна нарезанные и «распушенные» специальным образом. Однако после перехода от единичного производства ЩМА к массовому, все чаще и чаще стали проявляться определенные дефекты смеси. Это- сегрегация смеси и появление битумных пятен различной величины (иногда обширной площади) на вновь уложенной дорожной поверхности непосредственно в процессе уплотнения. После дополнительных исследований было обнаружено, что несмотря на прекрасный стабилизационный эффект, свободные волокна обладают следующими серьезными недостатками:

  • Повышенная гигроскопичнось. Подобно вате, целлюлозные волокна прекрасно впитывают влагу из окружающего пространства, что делает невозможным их дальнейшее использование.
  • Затрудненное распределение в смесителе. Для достижения эффективного распределения необходимо увеличивать время сухого смешивания, что отрицательно сказывается на производительности смесителя.
  • Склонность к комкованию, что затрудняет дозирование и дальнейшее распределение в смесителе.
  • Высокая вероятность обгорания. Когда свободные волокна попадают в смесителе на перегретый инертный материал (190 - 200єС), то, в первую очередь, происходит обгорание интермолекулярных ОН-мостиков, которыми молекула целлюлозы связывается с молекулами вяжущего и каменного материала.

Дальнейшим эволюционным развитием семейства стабилизаторов стало появление гранулированных добавок. Следует различать три вида гранулированных добавок: гранулы ,состоящие из чистой целлюлозы, гранулы с добавлением парафинов (воск, стеарин) для уменьшения гигроскопичности и гранулы, в которых КАЖДОЕ целлюлозное волокно имеет битумное покрытие. Последнее исключает насыщение влагой целлюлозных волокон, простую и надежную систему дозирования, прекрасное распределение в смесителе без увеличения времени сухого смешивания и как результат - стабильную смесь. Кроме этого, наличие битумного покрытия предотвращает обгорание волокон при их подаче на горячий инертный материал.

Из нескольких представленных на рынке гранулированных стабилизационных добавок следует обратить внимание на добавки семейства VIATOP производства германской фирмы JRS GmbH + Co. KG, как единственные, имеющие битумное покрытие каждого волокна и лишенные всех выше изложенных недостатков. Семейство добавок VIATOP включает в себя несколько видов стабилизаторов, различающихся по процентному соотношению битум/целлюлоза, а также гранулы VIATOP superior обработанные битумом, имеющим в своем составе специальный модификатор. Это позволяет различным подрядчикам выбрать тот стабилизатор, который в зависимости от уровня опыта и условий приготовления ЩМА сможет обеспечить наиболее стабильную и качественную смесь. Гранулы, содержащие наибольшее количество битума, предназначены для начинающих подрядчиков, имеющих минимальный опыт работы, так как они позволяют научиться работать со смесью ЩМА и избежать возможных ошибок в дозировании. Подрядчики , имеющие достаточный опыт работы, надежные дозирующие системы и большие объемы работ переходят работать на гранулы VIATOP с минимальным содержанием битума, как наиболее экономичным вариантом. Гранулы, обработанные модифицированным битумом, находят применение в регионах с жарким климатом.

И последнее. Ожидаемый результат достигается только в том случае, когда применяемая Вами дозирующая система полностью обеспечивает стабильную подачу в смеситель необходимого количества стабилизатора. Все современные смесители оснащаются надежными дозирующими системами подачи гранулированных добавок от производителя. Но даже старые смесительные установки несложно самостоятельно оборудовать достаточно надежными дозаторами или приобрести уже готовые.

Мы рекомендуем тем подрядным организациям, которые только начинают пробовать работать с Щебеночно-Мастичными смесями, в обязательном порядке заказывать подбор спецификации, сопровождение производства и укладки ЩМА. Надеемся, что все изложенное поможет подрядчикам правильно сориентироваться и избежать возможных ошибок, а в итоге получить качественное и надежное дорожное покрытие, которое будет долгие годы на высоком уровне поддерживать имидж Вашей организации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Мы будем рады сотрудничеству с вами

В результате долгой и кропотливой работы у нас сложились тесные партнёрские отношения с крупными компаниями на Украине, что позволяет нам безошибочно ориентироваться в выборе самого перспективного оборудования, современных технологий и материалов.

 

Подписаться на новости

Контакты

map   ул.Ракетная 26, офис 214
  03028, г.Киев, Украина
map

  +380 (50) 410-3872
  +380 (50) 310-9260

map   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.