Развитие экономики страны требует обеспечения надежного круглогодичного автомобильного сообщения, качества и эксплуатационной надежности дорожных покрытий. В условиях постоянно возрастающего на 7...10% в год потока автотранспорта и нагрузок на дорожное полотно, широкого использования шипованной резины требуется качественное изменение в подходах к обеспечению современных эксплуатационных требований к дорожным покрытиям. Сегодня 56% протяженности федеральных автомобильных дорог не соответствует требованиям по прочности дорожных одежд, 37% - по ровности дорожных покрытий. На сети территориальных автомобильных дорог транспортно-эксплуатационным показателям соответствует лишь 24 %, а на улично-дорожной сети населенных пунктов – не более 14 %.
Такая ситуация в дорожном хозяйстве негативно влияет не только на экономическое развитие регионов и страны в целом, но и на безопасность населения.
Мировой и российский опыт строительства и эксплуатации дорог показывает, что применение современных материалов и технологий в устройстве дорожных покрытий позволяет не только обеспечить качественные показатели практически без увеличения трудоемкости и стоимости устройства покрытий, но и существенно сократить эксплуатационные затраты.
Среди ряда современных технических решений особое место занимает технология устройства верхних слоев дорожных покрытий из Щебеночно Мастичных Асфальтобетонов (ЩМА). В России технология производства и применения смесей ЩМА в дорожных покрытиях с успехом применяется с 2000 года. За этот период при технической и технологической поддержке специалистов ГК «Растом» и Союздорнии в различных <регионах РФ обеспечено производство ЩМА на действующих АБЗ и уложено на высоконагруженных трассахболее 20 млн. м2 дорожных покрытий из ЩМА со стабилизатором VIATOP (более 80% от общего объема уложенных покрытий из ЩМА).
Применение покрытий с жесткой каркасной структурой, а именно к таким относится ЩМА, обеспечивает передачу нагрузки с поверхности в нижележащие слои через непосредственно контактирующие друг с другом отдельные крупные частицы каменного материала.
Покрытие из асфальтобетона |
Покрытие из ЩМА |
|
Это обеспечивает существенное снижение деформаций слоя покрытия как в продольном, так и в поперечном направлениях, практически исключая сдвиговые дефекты (колееобразование и неровности) и существенно снижает разрушение дорожного покрытия под воздействием транспортного потока и климатических условий.
Структура покрытия ЩМА |
|
При правильном подборе спецификации, оптимальном выборе стабилизирующей добавки и строгом выполнении технологического регламента изготовления и укладки смеси ЩМА обеспечивается целый ряд эксплуатационных и функциональных преимуществ по сравнению с покрытиями из обычных асфальтобетонов (например, Тип А):
- Существенно более высокая износостойкость при движении транспорта с шипованной резиной.
- Повышение долговечности дорожного покрытия в 2...3 раза.
- Более высокие эксплуатационные характеристики покрытия (коэффициент сцепления, повышение обзорности, снижение эффекта аквапланирования и т.п.)
- Снижение уровня шума от движения транспорта.
Основные виды Щебеночно Мастичных Асфальтобетонов, их параметры, показатели физикомеханических свойств, методы контроля и правила приемки определяются ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия».
Изготовление ЩМА-смеси производится на стандартном оборудовании АБЗ для производства асфальтобетонной смеси. При производстве ЩМА-смеси необходимо обращать особое внимание на:
- Обязательный контроль качества и количества подаваемого в смеситель каменного материала и строгое обеспечение требуемой его гранулометрической пропорции;
- Контроль количества подаваемого битума;
- Контроль количества и равномерности подачи стабилизирующей добавки (целесообразно применение специальных дозирующих устройств).
Повышенное содержание битума в ЩМА-смеси (до 8,5%) определяет необходимость его удержания на минеральной части. Это обеспечивается применением специальных стабилизирующих добавок.
Наилучшим стабилизирующим эффектом обладают специально подготовленные натуральные целлюлозные волокна. В мировой и российской практике наибольшее распространение получили стабилизирующие добавки семейства VIATOP из натурального целлюлозного волокна. VIATOP представляет собой гранулы, в которых каждое целлюлозное волокно имеет битумное покрытие.
Применение битумного покрытия целлюлозного волокна обеспечивает его абсолютную невосприимчивость к влаге и хорошую сыпучесть гранул, исключает их комкование при длительном хранении, существенно упрощает требования к системе дозирования и повышает равномерность распределения гранул в смесителе без увеличения времени сухого смешивания. Наличие битумного покрытия также предотвращает обгорание волокон целлюлозы при попадании в процессе смешивания на горячий инертный каменный материал. Указанные преимущества обеспечивают существенное повышение технологичности производства ЩМА со стабилизатором VIATOP по сравнению с производством смеси с другими видами стабилизирующих добавок.
Количество добавляемого в смесь стабилизатора VIATOP-66 составляет до 0,45% сверх минеральной части, т.е. на изготовление 1 тонны ЩМА-смеси требуется до 4,5 кг этого вида стабилизатора. При использовании же стабилизатора VIATOP premium на изготовлении тонны ЩМА требуется только 3 кг стабилизатора. На АБЗ внесение стабилизирующей добавки обеспечивается при использовании дополнительного дозатора сыпучих материалов.
Устройство покрытий из ЩМА смеси производится с применение стандартного оборудования. Для уплотнения покрытия применяются статические катки с массой 8…10 тонн со стальными вальцами.
Необходимо обратить особое внимание на вопросы экономической эффективности применения покрытий ЩМА с добавками VIATOP, что во многом определяет для заказчиков целесообразность применения новых технических решений.
При более высокой себестоимости производства ЩМА-смеси, стоимость уложенного покрытия из ЩМА и асфальтобетона Тип А при устройстве высоконагруженных дорог практически равны за счет укладки ЩМА меньшим по толщине слоем на 25...30% (40...45мм для ЩМА вместо 50...60мм для асфальтобетона). Основная же экономическая эффективность обеспечивается при эксплуатации дорог за счет:
- увеличения срока безремонтной эксплуатации покрытия на высоконагруженных трассах до 5…8 лет (важнейший параметр при обеспечении подрядчиком гарантийных обязательств);
- снижения затрат на содержание и ремонт дорожного покрытия за весь срок эксплуатации в 2...4 раза;
- повышения долговечности покрытия в 2...3 раза.
В мировой практике покрытия ЩМА со стабилизирующими добавками VIATOP высокоэффективно применяются и на других вижах объектов с высокой нагрузкой - объектах наземной инфраструктуры аэропортов (взлётно-посадочных полос, рулежек, стоянок самолётов), при устройстве покрытий грузовых терминалов. Такие технологии разработаны и для широкого применения в российских условиях эксплуатации.
Применение покрытий ЩМА определяет и возможность решения одной из самых актуальных и объемных задач дорожного хозяйства – обеспечение качества и эксплуатационной надежности территориальных и городских дорог.
Состояние и характеристики покрытий большинства территориальных и городских дорог не соответствуют реальным условиям эксплуатации. Необходимо не только восстановить их эксплуатационные характеристики, но и обеспечить работоспособность дорожных покрытий в условиях постоянного увеличения транспортной нагрузки, применения шипованной резины и воздействия других разрушающих факторов.
Основываясь на мировом опыте и результатах применения и эксплуатации покрытий ЩМА на высоконагруженных дорогах в российских условиях ГК «Растом» в тесном сотрудничестве с Союздорнии разработана технология применения тонких слоев ЩМА в покрытиях территориальных и городских дорог. В условиях эксплуатации дорог с невысокими нагрузками, соответствующими нагрузкам территориальных и городских дорог, функциональные и эксплуатационные преимущества покрытий ЩМА полностью обеспечиваются при толщине укладываемого верхнего слоя 25…30 мм. Для устройства тонких слоев ЩМА рекомендуется использование смеси ЩМА-10 (ГОСТ 31015-2002) со стабилизатором VIATOP и технология укладки отличается только в части целесообразности использования при уплотнении смеси статических катков массой 6…8 тонн.
Применение тонких слоев ЩМА эффективно и целесообразно только при обеспечении прочностных требований в конструктивных слоях.
При ремонте дорожных покрытий малонагруженных дорог с заменой верхнего слоя, применение тонких слоев ЩМА обеспечивает высокую технологическую и эксплуатационную эффективность. Снижение глубины фрезерования с 50...60 мм до 25…30 мм позволяет повысить производительность и снизить затраты. Применение более тонкого слоя укладываемой смеси обеспечивает как экономию стоимости самой смеси, так и расходов на ее доставку, укладку и уплотнение, повышение производительности выполнения всех работ по устройству верхнего слоя покрытия. Применение тонких слоев ЩМА со стабилизатором VIATOP в малонагруженных дорожных покрытиях обеспечивает существенное снижение общих затрат на проведение работ даже по сравнению с покрытиями из асфальтобетона Тип Б.
Говоря об экономических показателях применения тонких слоев ЩМА на дорогах с низкой транспортной нагрузкой, необходимо особо отметить, что наряду с высокими функциональными и эксплуатационными показателями обеспечивается:
- существенное снижение общих затрат на проведение работ по устройству или ремонту даже по сравнению с покрытиями из асфальтобетона Тип Б.;
- увеличение срока безремонтной эксплуатации покрытия до 5...8 лет (важнейший параметр при обеспечении подрядчиком гарантийных обязательств);снижение затрат на содержание и ремонт дорожного покрытия за весь срок эксплуатации в 2...4 раза;
- повышение долговечности покрытия в 2...3 раза;
- снижение уровня шума от движения транспорта, что является важнейшим параметром для городских дорог;
- повышение коэффициента сцепления, уменьшения образования водяного аэрозоля и исключение эффекта аквапланирования.
Кроме рассмотренных видов работ применение тонких слоев ЩМА высокоэффективно так же при частичной или полной реконструкции дорог с брусчатым покрытием. При этом исключается необходимость подъема бордюрного камня, выполнение трудоемких работ по подъему решеток сливной канализации.
Представленные в данной статье материалы показывают реальные пути обеспечения эксплуатационной надежности и качества дорог как федерального значения, так территориальных и городских. Мы готовы оказать технологическую и техническую поддержку не только в реализации рассмотренных в данной статье технологий, но и в вопросах применения современных технологий санации швов и трещин, ремонта дорожных покрытий, поставки материалов и современного технологического оборудования ведущих зарубежных производителей и собственного производства.